+7 (904) 776 38 38
КотельникоВО — центр притяжения

Как православному христианину выбрать круг общения

Как православному христианину выбрать круг общения

Вопросы читателей на религиозную тему разбирает наш земляк, ныне аспирант Московской православной духовной академии Максим Злобин.

Остается лишь уповать на Бога

Когда начинаешь каяться и осознавать свое ничтожество перед Богом, то как не впасть в уныние?

– Осознание своего ничтожества перед Богом как один из элементов покаяния никогда не может привести к унынию, а наоборот, стимулирует человека к активной работе по исправлению себя, по изменению своей души. Собственно говоря, это изменение своей души и есть покаяние.

Как это возможно? Дело в том, что уныние возможно только тогда, когда человек видит свою слабость и при этом рассчитывает только на свои силы. Но любой православный человек всегда рассчитывает на помощь Божию в деле исправления себя! «Без Меня не можете делать ничего», – сказал Сам Христос. Апостол Павел делает еще несколько важных дополнений: «Сила моя в немощи совершается… когда я немощен, тогда я силен». Также он говорит: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе».

Поясню эти слова. Пытаясь исполнять Заповеди Божии, мы видим свое бессилие исполнить их все в полной мере. Но это и есть основание для нашего смирения, а как известно, «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Перв. Посл. Петра, 5:5). Нам лишь нужно приложить максимальные старания и избегать смертных грехов. А все наши недостатки и ошибки исправит Сам Господь в свое время, тогда, когда мы сильно смиримся, по‑хорошему разочаруемся в себе и возложим всю нашу надежду на помощь Божию. Когда мы верим в помощь Божию и получаем ее, то какое место может быть унынию и ее крайней степени – отчаянию?

Мы знаем, что два ближайших ученика Христа, два апостола смертно согрешили перед Ним. Иуда предал Христа на распятие, отчаялся и, не надеясь на Божие прощение, убил себя. А Петр три раза отрекся от  Христа, но потом осознал свой грех и с надеждой на Божие прощение стал каяться перед Богом. И Христос через несколько дней не только простил его, но и опять сделал апостолом!

Поэтому, имея такой пример апостола Петра, уберем от себя все уныние и, даже видя все свое недостоинство, возложим всю надежду на Господа Иисуса Христа. Ибо Он спасает нас, а не мы сами.

Закончить хочу оптимистичными словами преподобного Исаака Сирина: «Видящий свое ничтожество выше, чем видящий ангелов». Разве после этого есть у нас повод унывать?

 

Не ходи на «совет нечестивых»!

 Как гулять и дружить с нецерковными детьми? Как побороть желание гулять в плохой компании?

– Сразу хочу сказать, что для церковного человека настоящая дружба с нецерковными людьми невозможна, так как дружба предполагает общность целей, ценностей жизни, единодушие. То есть ты и твои подруги должны смотреть на мир одинаково, чтобы сложилась именно дружба, а не простое знакомство. Вместе с тем мы живем в обществе, и нам приходится сталкиваться со многими людьми. Ты наверняка вынуждена в школе контактировать с людьми не то, что нецерковными, а иногда и с неправославными и даже с атеистами (неверующими в Бога). Но еще раз подчеркиваю – одно дело дружба, а другое дело – знакомства, приятельские отношения. Как здесь быть?

Книга Священного Писания, которая называется Псалтырь, начинается с таких слов: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых». Эта фраза относится не только к зрелым мужчинам (мужам), но и ко всем людям вообще. Что это значит? То, что нам нельзя иметь тесное дружеское общение с теми, кто нечестив, то есть с теми, кто не почитает Закон Божий, не исполняет Заповеди Божии, не любит Бога, не признает Христа Богом.

Это не значит, что мы должны ненавидеть таких людей или как‑то вредить им, или относиться с презрением, нет, ибо нам заповедано Богом любить всех ближних. Мы должны, имея уважение к другим людям, уважая их свободу и признавая их право выбора веры или неверия, держаться от них на определенной дистанции, не раскрывать полностью свою душу перед ними, не доверять им все свои вопросы и мысли. Почему? Да они просто не поймут нас! А иногда они могут даже высмеять нас и нашу веру, начать говорить злое в отношении Церкви и Бога, что для нас неприемлемо. Иначе говоря, если мы будем тесно общаться с такими людьми, то ни нам, ни им не будет приятно, не будет интересно, постепенно мы все равно естественно отдалимся от них, если для нас на самом деле Господь Иисус Христос на первом месте. Или бывает и другое – если мы тесно общаемся с неверующими людьми, то и сами рискуем потерять нашу веру, особенно в детском возрасте, когда толпа детей давит на ребенка своим авторитетом, особенно если там много старших по возрасту.

В жизни абсолютно точно работает народная поговорка: «С кем поведешься – от того и наберешься». Поэтому нужно очень аккуратно и осторожно выбирать себе друзей и вообще компанию для общения, так как в ней ты можешь заразиться не только коронавирусом или гриппом, но и гораздо более страшным вирусом – вирусом неверия, злобы, цинизма и т.  д.

Подчеркну, это не значит, что нельзя поддерживать приятельские отношения с нецерковными людьми. Мы помним, что нужно с любовью относиться к людям, имея в виду слова Спасителя: «Возлюби Бога твоего…; возлюби ближнего твоего, как самого себя». Но надо помнить, что нельзя раскрываться перед любым человеком, доверяя ему все свои тайны и веря всем его слова, также помня слова Христа: «Будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби».

Чтобы иметь силы и не поддаться на соблазны, чтобы не попасть в дурные компании, нужно вести по‑настоящему православную жизнь – каждый день молиться, стараться исполнять 10 Божиих Заповедей, а также регулярно исповедоваться и причащаться. Тогда ты будешь иметь духовное сознание и тебе просто не будет интересно в плохих компаниях.

 

Марина злобина. Фото Сергей Каширский.

Источник

Понравилась статья? Обязательно поделись с друзьями :)


Пожалуйста, оцените статью