«Краски, кисти, вдохновение…»


        «Краски, кисти, вдохновение…»

А.У. Папашев.

Такое название получила персональная выставка палласовского художника Аскара Папашева в стенах местного краеведческого музея.

Аскара (так и просится рука написать его имя с заглавной О, по аналогии с высшей творческой премией Оскаром) с полным правом можно назвать художником-самородком. С детских лет до возраста зрелости (в этом году, в ноябре ему исполнится 58 лет) несет он в себе искреннюю любовь к жи-вописи и достиг в ней, без сомнения, больших успехов. Так сложилась жизнь, что получить профильное образование не удалось, но это не стало препятствием для самообразования, для постоянного творческого роста и стремления к самореализации.

Глядя на его работы, невероятным кажется, что единственная базовая основа его творчества – школьные уроки рисования. В сельскую школу мальчонка ходил пешком за семь километров от их животноводческой точки, что располагалась в глуби заволжской степи. Учительница, жалея, отпускала его с последних уроков, но рисования он пропустить не мог и даже плакал, когда слышал её слова о том, что он может идти домой. Одноклассники завидовали: «счастливчик!», а он не мыслил себя без карандашей, кисти, красок. Первое воспоминание детства: он стоит у стены и чертит палочкой по её белой поверхности… Какой же радостью для малыша стала покупка первых в его жизни карандашей! Поцелованный Богом – так принято говорить о таких детях.

После окончания школы юноша решил поступать в Саратовское художественное училище, верил и надеялся, что оттуда начнется путь в профессию. Но каково же было разочарование и огорчение, когда в приемной комиссии отказались принимать документы, сославшись на отсутствие свидетельства об окончании художественной школы. До этого момента он даже не подозревал, что такие школы вообще существуют. (Насколько же повезло в этом плане нашим современным детям, имеющим возможность заниматься художественным творчеством в специальных учебных заведениях. В нашем городе таковым является Детская школа искусств. На примере Аскара понимаешь, насколько это может оказаться важным и ценным для будущего детей, особенно одаренных).

После армии сделал вторую попытку, отослав свои работы в три художественных училища. Тогда появилось исключение из правил для особо одаренных самоучек. Ответили из Владимира, но только с приглашением учебы на реставрационном отделении, он же мечтал о живописи и поэтому… отказался.

Жалеет ли об этом?

Нет! Жизнь сложилась так, как сложилась. Прожил её в Палласовском районе, в самой Палласовке, работал машинистом компрессорных установок, с 2008 года стал ездить в столицу, по примеру многих – работал в охране. Нравилось, что было свободное время, чтобы рисовать. Не раз бывал в Третьяковской галерее, огромное удовольствие видеть картины классиков, как говорится, «вживую». Своими кумирами называет многих русских художников, от Венецианова до Левитана. Из зарубежных преклоняется перед фламандскими живописцами. Перед полотнами Питера Брейгеля старшего готов простаивать часами, восхищаясь мастерством рисунка, цвета, его богатой колористической гаммой.

В большинстве своих картин он придерживается пастельных тонов, но в портрете, стремясь подчеркнуть индивидуальность героя, яркость краски и сила мазка могут быть вполне уместны, как, например, в портрете девочки в шляпке, в портрете жены художника. Интересны этюдные зарисовки клошаров — московских бомжей, готовых позировать художнику за пачку сигарет. Колесо судьбы может крутануть так, что вот оно – дно жизни, но и здесь люди живут, страдают, мучаются. Аскар внимательно всматривается не только в жизнь, но и в литературу. Его иллюстрации к гоголевским «Шинели» и «Вечерам на хуторе близ Диканьки», к «Дон Кихоту» Сервантеса и «Собачьему сердцу» Булгакова психологически точны и убедительны. Хочется просто сказать автору: «Браво!», ведь это достойно стать иллюстрациями к бессмертным произведениям классической литературы. Как и его блестящая серия работ на историческую тему освоения степи: «Экспедиция Палласа», «Полонянка», «Стоянка на закате», «После вьюги». Мы задерживаемся у аллегорического рисунка «Пророчество Черной луны», написанного в марте 2016 года. Сюжет рисунка навеян его тяжелым сном. Выжженная растрескавшаяся земля, освещенная светом полной луны, три согбенных фигуры людей в трагических позах, говорящих о близкой их гибели. Что ждет человечество в будущем? Аскар говорит, что ему пришлось самому себе позировать перед зеркалом, чтобы нарисовать эти безликие выразительные силу-эты. Работать пришлось над небольшим рисунком долго, он тогда не понимал, почему это для него так важно – перенести на лист бумаги увиденное во сне. Но через четыре года, в марте 2020, когда был объявлен всеобщий карантин из-за пандемии, он вспомнил о рисунке: хрупок мир вокруг людей, которые несут прямую ответственность за дела рук своих, за помыслы свои и поступки. Вот так теперь объясняет его смысл художник.

На вопрос, что может пожелать начинающим художникам, сказал замечательные слова: «Многие боятся карандаша. Не надо его бояться. Карандаш – это продолжение твоей руки, твоих мыслей. Он продолжение тебя самого. Не надо бояться ни кисти, ни холста, ни карандаша. Рисуйте как можно больше!»

На открытии выставки вместе с художником были его родные – мама, супруга, сестры. Аскар – третий ребенок большой многодетной семьи Папашевых, в которой шестеро детей — три сына и три дочери. Родители всегда поддерживали его стремление к рисованию. Отец до последних своих дней советовал сыну не изменять призванию. Понимание и поддержка жены тоже многое значат. Она – первый зритель, первый критик, несомненно, очень благожелательный. В семье Аскара трое детей, пятеро внуков, пока только одна из внучек проявляет интерес к рисованию, хочется главе большой семьи видеть в ней свое продолжение.

Удалось побеседовать и с мамой художника Марией, так она представилась. Редкий талант, считает она, сын унаследовал вслед за её старшим братом Мишей, который замечательно рисовал и мечтал стать художником. Род Аскара по линии матери идет из очень богатого казахского рода Батеновых, испокон веков живших в окрестностях города Уральска. Накануне войны семья подверглась репрессиям и была выселена в Ростовскую, а затем и в Сталинградскую области в самое трагическое для города военное время. Марии было тогда пять лет, но она хорошо помнит страшные картины разрушенного города и его окрестностей, немцев, их повозку, запряженную волами. 17-летний Михаил получил серьезное ранение, потерял глаз. Война помешала исполниться его мечте, но спустя десятилетия её воплотил в жизнь Аскар, которым она очень гордится. Мама Мария поблагодарила николаевцев за теплый прием, оказанный ему и их семье.

Персональная выставка стала возможна благодаря инициативе и стараниям коллектива Николаевского краеведческого музея под руководством Л.И. Богатыревой. Художника и многочисленных участников её открытия тепло поздравила зам. главы района С.В. Михайлова. Подарком для всех стали не только интересная презентация, но и концертные номера в исполнении Е. Андриевской, А. Багаутдиновой и О. Смирновой.

Музей приглашает земляков и гостей города посетить выставку, которая будет работать до конца лета.

Источник

Понравилась статья? Обязательно поделись с друзьями :)


Пожалуйста, оцените статью