+7 (904) 776 38 38
КотельникоВО — центр притяжения

Кто главный в мордовской семье и из чего готовили баланду

Кто главный в мордовской семье и из чего готовили баланду

Мордва – девятый по численности народ Российской Федерации. При этом лишь треть мордвинов живет на территории республики, остальные рассеяны по всей стране. Две тысячи прописались и в нашем регионе. Сегодня мы расскажем о традициях, обычаях и кухне этого самобытного народа.

 

 

«Не верь мужу, спроси у жены»

 

В состав мордовского народа входят два субэтноса – эрзя и мокша, в свою очередь, у эрзя выделяют такие этнографические группы, как шокша и терюхане, а у мокша – каратаи. Поэтому мордовского языка не существует, зато имеются мокшанский и эрзянский, которые подразделяются еще на несколько диалектов.

В старину мордвины жили рассеянно в дремучих лесах по берегам рек, ручьев, озер. Часто в одном поселении жил один род. Семьи были очень большими, со множеством детей. Жили в двух или трех избах, но хозяйство считалось общим: «сними обруч – и вода из бочки потечет» – говорили мордвины. У них была развита взаимопомощь, по каждому случаю устраивались «помочи». «Первое дело – соседское дело», – считал мордвин.

Если верить старинным документам, то в древности в мордовских семьях царил матриархат. Не зря в те времена в обиходе была поговорка: «Не верь мужу, спроси у жены». Даже главные языческие божества были женского рода. Например, Чиава – богиня солнца, Кудава – хранительница дома, Вирява оберегала лес. Конечно, у каждой богини был супруг, который покровительствовал аналогичной стихии или предмету, однако мужчины играли второстепенную роль.

Интересны свадебные и семейные ритуалы мордвы. В некоторых селениях молодых в первую брачную ночь отправляли в предварительно вымытый и вычищенный хлев. То ли гости хотели спровадить пару, чтобы продолжать веселиться, то ли таким образом хотели помочь молодой жене привыкнуть к мужу и новой обстановке.

После родов роженицу обмывали в трех водах. Новорожденного также купали и обязательно добавляли в ванночку деньги, чтобы он был богатым и счастливым. А чтобы ребенка не «захватили» злые духи, ему под подушку клали предмет из железа – топор, нож или ножницы. А чтобы еще сильнее запутать бесов, ребенка продавали нищим или первому встречному человеку. Конечно, чисто символически. Мать сразу же выкупала малыша обратно за несколько копеек.

Акша келу и Раськень озкс

У мордвы было много народных праздников. До сегодняшнего дня празднуют два из них.

Первый мокшанский – Акша келу – «Белая береза». Как мы уже писали выше, мордвины жили среди лесов и относились с уважением к природе, существовали запреты убивать тех или иных животных, птиц, нельзя было ловить рыбу в период метания икры. До Троицы не разрешалось заготавливать веники, а во время сбора грибов обязательно было сохранить саму грибницу. Погубить дерево считалось смертным грехом. Особенно почиталась Келу (Береза), являющая собой центр мироздания. Келу соотнесена со всеми тремя мирами: подземным (миром умерших), верхним (миром мифологических покровителей) и земным (соединяющим миром). По преданию это дерево впервые выросло на могиле красивой смелой девушки Кили, сражавшейся с ногайцами. В ее честь и назвали это дерево Келу. Береза – любимое дерево богини плодородия и здоровья Анге Патяй, поэтому к нему обращаются с просьбой дать столько урожая зерна, сколько листьев на дереве, просят наградить лошадей плодовитостью. Украшенная береза, которую называли кизонь ши («летний день») – центральный предмет праздника Троицы. Перед установкой на почетном месте ее несколько раз окунали в реку, прося «вымыть летний день», чтобы он стал белым и красивым. Затем березку проносили по всему селу. Этот праздник посвящен почитанию растительности и отмечается в течение недели. Сейчас изюминкой праздника белой березы является мордовская борьба на поясах, в которой борцы не делятся по весовым категориям. Главное: не отрывая рук от кушака друг друга, три раза уложить противника на землю. Раньше эти соревнования назывались «борьба медведей», теперь – Акша келу в честь республиканского праздника.

Эрзянский праздник родового моления проходит во второе воскресенье июля. Ежегодно проводится Велень озкс (сельское моление), а раз в три года – более крупный праздник – Раськень озкс (родовое моление). Гостей встречают хлебом с медом, чтобы жизнь была сладкой и сытной. Праздник начинается с зажжения штатола (свечи). На молениях звучит основная просьба присутствующих – о сохранении мокшанского и эрзянского народов, чтобы родной язык, традиции, культура жили на протяжении многих веков и передавались из поколения в поколение. На празднике проходит заседание Совета старейшин, на котором подводятся итоги работы за год. Главное угощение – Букань ям – суп из говядины, который варят в десяти котлах, чтобы никто из гостей не остался голодным.

Цеманат, цебярь шурьба и «груди молодушки»

Издавна мордовцы занимались сельским хозяйством, рыболовством и охотой. Это и повлияло на формирование их национальной кухни. Все мордовские блюда питательны и калорийны, что помогало выжить в суровом климате Мордовии. Основными продуктами являлись мясо, рыба, грибы, капуста, редька, репа, каши и кисломолочные продукты. Со второй половины XIX века в пищевой рацион вошел картофель, названный «земляным яблоком» – модамарь.

Мордвины очень гостеприимны и с одинаковым радушием и щедростью угощают как знакомых, так и незнакомых. О них говорили, что они «каждого гостя и поят, и кормят, и на руках носят».

Еда зависела от времени года. Летом кушали окрошку на квасе, отваривали картофель в мундире, а затем толкли со свиным жиром. Картошку ели с огурцами или с капустой. Пили березовый сок, скисшее молоко, пуре (медовое пиво) и позу (квас из ржаного солода). В печках в чугунках уваривали до коричневого цвета молоко, потом добавляли закваску и получалось вкуснейшее чапамо ловсо (ряженка). Пекли открытые пироги с разнообразной начинкой: из конопли, моркови, картофеля, щавеля. Мордвины очень любят разные супы: цебярь шурьба (уха из разной рыбы), баланду (быстрый суп на молоке с листьями лебеды, чертополоха, морковью, манной крупой и луком), мясные супы и супы с печенью. Часто варили жидкие каши из проса, чечевицы, гороха, заправленные конопляным маслом. На зиму обычно резали свиней, поэтому на столе было мясо, отваренное крупными кусками. По большим праздникам всем семейством лепили пельмени – цеманат. Зимой всегда были соленые огурцы, квашеная капуста, моченые яблоки, супы из сушеных грибов, соленое сало и копченая ветчина. Часто, в том числе и на праздники, пекли толстые блины из пшенной или пшеничной муки.

Кроме того, были традиционные обрядовые блюда. В последнюю ночь перед свадьбой жениху готовили «груди молодушки» – пироги с начинкой из творога. Их ели во время молений в доме жениха, во время которых просили верховного бога Нишке (Шкай), чтобы молодушка имела в грудях много молока и чтобы родила семерых сыновей и столько же дочерей. А невесте доставался шумбра кши – «хлеб здоровья», его брали с собой сваты и клали на стол в доме невесты, начиная обряд сватовства. Его же помещали на дно большой долбленой кадушки с крышкой (парь), куда укладывалось имущество невесты (приданое) перед отправкой ее в дом жениха. К свадьбе пекли лукш – пирог из кислого ржаного теста или пшеничной муки с начинкой из пшенной каши, творога, яиц и курицы в 7‑12 слоев. На крестины варили молочную пшенную кашу, считавшуюся, подобно яйцам, символом плодородия. Каждый участник крестин, угостившись кашей, поздравлял родителей с прибавлением в семье и желал новорожденному прожить столько лет, сколько крупинок каши в горшке.

Овтонь лапат

Сегодня мы приготовим современное мордовское блюдо – овтонь лапат, которое переводится как «медвежья лапа». Раньше мордвин считался взрослым и мог жениться только после того, как убьет медведя и принесет его лапу. На основе этой легенды и родились котлеты с добавлением ржаных сухариков, напоминающих медвежьи когти.

Нам понадобится: 500 г смешанного фарша из свинины и говядины, 250 г измельченной говяжьей печени, измельченная луковица, соль, перец, 1 яйцо, белый хлеб для сухариков. Для обваливания: мука и 1 яйцо.

1. Печень очистить от пленок и измельчить в блендере вместе с луковицей. Смешать с фаршем, вбить яйцо, приправить специями. В целом печени должно быть в два раза меньше, чем мясного фарша, чтобы масса для котлет не была слишком жидкой.

2. Перемешать. Из белого хлеба сделать небольшие квадратные сухарики. По желанию сделать несколько сухариков в форме когтей, чтобы украсить котлеты.

3. Приготовить несколько емкостей для обваливания котлет. В одну пиалу всыпать сухарики, в другую – муку, в третью – разбить и размешать яйцо. Сформовать плоские котлеты, обваливать каждую в муке, потом во взболтанном яйце, сверху сухарики. Жарить до готовности. Я на всякий случай после обжарки поставила котлеты в духовку. Подавать с овощами или другим гарниром. Приятного аппетита!

Вероника Скворцова © Фото автора

Источник

Понравилась статья? Обязательно поделись с друзьями :)


Пожалуйста, оцените статью