«Кто защитит потребителя?»


        «Кто защитит потребителя?»

Так назвала свое остро критическое письмо в редакцию ветеран педагогического труда К. И. Гура. Давний и преданный читатель районки озабочена стремительным ростом цен на жизненно важные товары, зачастую низким качеством продуктов, наличием «просрочки» на прилавках, и, конечно, обращается к власти с просьбой разъяснить механизмы защиты прав обычных людей.


        «Кто защитит потребителя?»

Вот какие примеры приводит автор письма: «Повысилась цена на лекарства: конкор 10 мг. № 30 с 306 рублей увеличился до 339, упаковка 10 мг № 50 и вовсе стоит 565 рублей. Фистал стоил 332 руб. теперь продается за 411 руб. Тестполоски к глюкометру с 507 повысились до 598руб. Тауфон (капли) со 137 выросли до 165 руб. Ошибочно думать, что высокие цены только у частника. В аптеке ГУП «Волгофарм», расположенной в здании райбольницы, в апреле цены на необходимые мне препараты повышались дважды. Всё те же тестполоски к глюкометру с 509 достигли 688 (!) рублей».

К. И. Гура – инвалид 2 группы, инсулиновые инъекции необходимо делать 4 раза в сутки. От соцпакета не отказывалась, но положенные бесплатные лекарства получает нерегулярно. Вот и задается закономерным вопросом: почему по соцпакету лекарств нет, за деньги они есть, но очень дорого?

Выросли цены, конечно же, не только на лекарства. Подорожали продукты местных производителей, которым традиционно отдают предпочтение николаевцы. Они практически сравнялись по цене с тем, что предлагают супермаркеты. Ветеран не поленилась и посчитала стоимость сливочного масла марок «Еланское» и «Вкуснотеево» у нее вышло -1150 (!) рублей за килограмм. Да и яйца воистину стали «золотыми». Они уже продаются поштучно, сама на днях видела это в одном из магазинов города: «яйцо столовое – 8 руб. за 1 шт.». И так все, за что ни возьмись! Растительное масло, овощи, фрукты, сахар, крупы, консервы, хлебобулочные изделия…Цены растут безостановочно. Но за качественный ли товар приходится отдавать нередко последние деньги?

Огорчили и расстроили Клавдию Ивановну покупки просроченной консервы и копченой рыбы с душком, грязной моркови, изъеденной мышами, дорогого подсолнечного масла. Сама она по магазинам в силу возраста и болезней давно не ходит. Социального работника уверили продавцы, что с товаром все в порядке. Пришлось потом вновь возвращать товар, объясняться с руководителем одного из частных магазинов, звонить в районный отдел экономики в надежде найти защиту своих прав в лице официальных органов, волноваться, переживать, расстраиваться. Деньги в конце концов были возвращены, но Клавдия Ивановна задается вопросом: «Не стыдно самим предпринимателям продавать просроченный товар в желании обязательно получить за него деньги?» Жаль, что такие понятия, как репутация, честность, порядочность стали для сегодняшнего времени анахронизмами. Но все же морально-этические аспекты – это одно, соблюдение же правил торговли и в реализации товара, ответственность за здоровье потребителя должны иметь законно-правовую основу.

Газета обратилась за комментарием к начальнику отдела экономики администрации Николаевского района Екатерине Васильевне Артемовой.

С жалобами Клавдии Ивановны на некачественный товар она знакома, сотрудники отдела принимали участие в защите прав покупателя.

Екатерина Васильевна не согласна с тем, что права потребителей в нашем районе не защищены. В каждом магазине есть Уголок потребителя, где указан телефон их отдела: 6-17-61, по которому надо обращаться, если покупатель считает, что его права оказались нарушены. Совсем не обязательно выходить на областное руководство. В любом случае по жалобе придется разбираться на местном уровне. В прошлом году в отдел за защитой своих прав обратились 100 николаевцев. Часть конфликтов решается на этапе консультации, но часть претензий приходится направлять в суд. До суда, как правило, дело не доходит, и это, несомненно, можно назвать положительным моментом.

Больше всего недовольств высказывается николаевцами при покупке мобильных телефонов. Люди чувствуют себя откровенно обманутыми, когда на ценнике указа стоимость в 10 тыс. рублей, а на выходе приходится платить 15, 18, 19 тысяч. Почему?

Мы не всегда внимательно слушаем продавца. Нам предлагают в довесок защитный экран, за него и его наклейку надо заплатить, плюс чехол, плюс акция бесплатная только один месяц, а потом очень даже дорогая. Много обращений по качеству телефонов.

Сферой ответственности отдела является потребительский рынок, от бытовых вещей до продаж автомобиля. Не так давно было и такое обращение: у нового автомобиля после покупки в автосалоне владельцем был обнаружен скол, претензия направлена в автосалон. Жалуются николаевцы на качество вставляемых окон и дверей, высказывают претензии к обуви, к строительным материалам.

Отработано и обращение К. И. Гуры. Екатерина Васильевна лично разговаривала с директором магазина, которая попросила предъявить ей испорченный товар, что соответствует требованию закона о защите прав потребителя. Потребитель, обнаружив недостатки в товаре, обращается с ним в магазин, предъявляет устную претензию и дальше возможно обоюдное решение конфликта. Если же оно не найдено, следует обращаться в отдел. Претензии покупателя были услышаны, деньги за испорченный товар возвращены.

По поводу некачественной моркови сказано следующее: сегодня у нас есть выбор, где купить те или иные товары. Надо ли приобретать их там, где вы однажды уже оказались обмануты в своих ожиданиях?! Понятно, что калиброванная чистая морковь будет стоить дороже, чем некалиброванная. Все это находит отражение в цене товара.

Екатерина Васильевна сказала, что проверка качества продуктов не относится к полномочиям отдела. Это ответственность Роспотребнадзора, который в последние годы резко сократил число проверок, что объясняется сложной экономической ситуацией, в которую попал бизнес в период пандемии. Эти ограничения продлены и на 2022 год. Внеплановые проверки возможны только при их согласовании с прокуратурой, если есть к тому основания. Конечно, это не говорит о вседозволенности. Понимают это и сами предприниматели, которые, как правило, долгие годы ведут свое дело, вложили в него много сил и средств. В большинстве своем они предпочитают разрешать возникающие конфликты самостоятельно. Екатерина Васильевна советует спокойно говорить о своих претензиях по поводу качества товара, а не срываться на крик и оскорбления, что происходит, к сожалению, не так уж редко. Культура поведения, воспитанность, умение вести диалог, выдержка и спокойствие в общении с людьми в конфликтных ситуациях – всему этому нам надо учиться.

Значительный рост цен на товары экономист объясняет их высокой отпускной ценой на оптовых складах. Повысил цену производитель, за этим следует цепная реакция – повышает цену поставщик, а за все в итоге расплачивается покупатель.

Хотя не всегда эта закономерность может быть именно такой. Недавний ажиотажный спрос на сахар вызвал его резкое подорожание, и хотя на складах сахар был в большом количестве, роста избежать не удалось. Своим паническим поведением люди способны провоцировать очень негативные последствия, от которых сами же могут пострадать. В начале весны на тревожных ожиданиях кризиса в стране один из супермаркетов эконом-класса буквально был опустошен николаевцами, выносившими оттуда все, что только можно. Непомерные запасы сделаны, деньги потрачены. Но получиться ли употребить всё это до истечения срока годности? Невозможно закупиться на всю оставшуюся жизнь.

На вопрос читателей — почему сахар в магазинах местного потребительского общества дороже, чем в супермаркетах? — было дано следующее объяснение.

Федеральные торговые сети закупают огромное количество товара, и соответственно цена опта для них намного ниже. Те, кто такими возможностями не обладают, вынуждены покупать небольшие партии по гораздо более высокой цене.

В завершение беседы руководитель отдела сказала, что письмо ветерана подвигло лично её к возрождению рубрики «В защиту прав потребителей». Основные положения закона, житейские примеры, разъяснения прав и обязанностей, судя по всему, необходимы каждому из нас.

* * *

Добавим несколько цифр в тему. По данным комитета промышленной политики, торговли и ТЭК Волгоградской области, в течение первых трех месяцев года специалистами муниципалитетов подготовлено более 200 претензий в защиту прав потребителей, составлено 29 исковых заявлений. В результате в досудебном порядке возмещен материальный ущерб на сумму около 1,8 млн рублей. Кроме того, в защиту прав потребителей подано 30 исковых заявлений в суд. Сумма взысканных с хозяйствующих субъектов по решению суда денежных средств превысила 1 млн рублей. Кроме того, за неисполнение требований потребителей в добровольном порядке в пользу граждан и в соответствующие бюджеты муниципальных образований взыскано штрафов на сумму более 76 тыс. рублей.

В регионе работает штаб по оперативному мониторингу потребительских цен и наличия товаров первой необходимости под председательством заместителя губернатора Волгоградской области Анны Писемской. Как отмечают специалисты, в сегменте продуктов питания по ряду позиций Волгоградская область занимает первые места среди самых низких в стране. Так, по данным Росстата на 3 июня, цены в волгоградском регионе на рис и вермишель — самые низкие в РФ, на втором месте — цены на пшеничную муку. Также в первой десятке регионов с самыми низкими ценами в стране мы по подсолнечному маслу, мясу кур, рыбе мороженой, пшену, моркови, яблокам.

Что касается субъектов ЮФО, то в этом списке Волгоградская область лидирует с самыми низкими ценами на масло подсолнечное, говядину, мясо кур, рыбу мороженую, чай черный байховый, муку пшеничную, хлеб ржаной и ржано-пшеничный, рис, пшено, гречку, вермишель.

Материал подготовлен в рамках гранта Волгоградской области СМИ по теме «Обеспечение открытости власти и пресечение коррупционных действий». Проект «Истина рождается в диалоге».

Источник

Понравилась статья? Обязательно поделись с друзьями :)


Пожалуйста, оцените статью